Отчет школы об ОЭР за 2013

                                                                                     

 

 

      Директору ГБОУ СОШ №259   

Кочарян А.Т.

                                                                                От заместителя директора по ОЭР  

 Мкртчяна А.Р.

   Отчет по первому году ОЭР в ГБОУ СОШ №259 по теме:

«Создание здоровьесберегающей среды в поликультурной школе, как условие позитивной социализации обучающихся»

    На первое сентября 2012 года в школе начали обучение 186 детей. 88 из них – дети из семей мигрантов. Количество национальностей в маленьких школах не имеет принципиального значения, но то, что для почти половины из обучающихся русский язык и русская культура не являются родными,- очень важно.

Сохранение здоровья ребенка в процессе обучения само по себе, является одной из важнейших задач образовательного учреждения, а в нашем случае, когда к этому добавляются проблемы поликультурности, многоязычия и разноуровнего языкового пространства,- она становится еще более актуальной.

Добавив к этому возникающие профессиональные трудности самих педагогов, их взаимоотношений с родителями и «картина» становится ясной.

Однако, ни возникающие проблемы, ни пути их решения, — не являются столь простыми и линейными.

В названии нашей темы, самым важным словом из всех, является слово – среда. Именно среда всего образовательного учреждения, как совокупность самых различных факторов, может либо помочь в решении многих вопросов, либо наоборот, их усугубить.

Поэтому мы и решили поставить в центр нашего исследования создание модели здоровьесберегающей среды в поликультурной школе, а в нашем случае еще и в конкретной социокультурной среде.

Понятно, что при решении любой задачи, прежде всего, необходимо провести организационные мероприятия, позволяющие начать работу уже по всем другим направлениям наполняющим решение нашей задачи конкретным наполнением.

Такая работа была проведена. Для организации работы был создан Школьный Методический Совет, который во взаимодействии со школьными методическими объединениями создал рабочую группу учителей-исследователей по организации ОЭР в школе.

В свою очередь, эта рабочая группа сформировала несколько проектных и пилотных групп.

С помощью школьных методических объединений удалось организовать междисциплинарное взаимодействие, а учебная часть включилась в работу по корректировке и уточнению учебных программ и планов с точки зрения задач и целей ОЭР.

Такая организационная структура, позволила вовлечь в самую непосредственную и практическую работу практически весь коллектив школы. Я не случайно вывел на наш первый, центральный слайд информацию с перечнем всех участников проекта. На данный момент их 16(при штатной численности педагогов в 26 человек),- согласитесь, это очень и очень неплохой результат.

Но, вовлекая все большее количество педагогов в нашу работу, мы прекрасно понимали, что следующими, важнейшими задачами, становятся: обеспечение работы самих педагогов и их методическая поддержка.

Что касается работы педагогов, важно было учитывать и факт перехода на новые образовательные стандарты, и предстоящий переход на новые профессиональные стандарты. Направляя педагогов на повышение квалификации по этим направлениям мы старались ориентировать их и на работу в школах нашей специфики уже в новых условиях. Для подкрепления мотивации и заинтересованности, уже внутри школы, были организованы различные мероприятия, от «круглых столов» и «дискуссионных площадок», тематических педагогических советов до научно-практической конференции с участием зарубежных коллег.

Для методической поддержки нужно было обеспечить педагогов хорошей диагностической базой. Еще в 2011 году совместно с ВШЭ в школе было проведено исследование на тему: «Мониторинг положения детей мигрантов в Санкт – Петербурге», а в прошлом,2012, уже «войдя» в эксперимент, мы провели исследование по социально-психологической адаптации учащихся. Тестирования и исследования были проведены во всех классах школы, кроме начальной. Полученные результаты стали неплохим подспорьем для будущей работы наших учителей.

В отдельное направление была выделена работа с родителями.

Впервые в истории школы, два общешкольных родительских собрания были тематическими и посвящены основным целям и задачам ОЭР. По ряду направлений удалось вовлечь родителей в проектную деятельность в рамках ОЭР, а еще несколько родителей участвовало в качестве полноправных участников со своими выступлениями и докладами на нашей конференции 19 апреля с.г.

Для решения нашей основной задачи,- создание модели новой, здоровьесберегающей среды поликультурной школы, в отдельное направление мы выделили работу по расширению участников образовательной среды и новому информационному сопровождению нашей работы.

Для этих целей в школу стали приглашаться руководители национально-культурных автономий, с которыми обсуждались вопросы возможного взаимодействия не только здесь, в Санкт-Петербурге, но и с нашими коллегами из тех государств, представители которых сейчас в значительном числе представлены в нашей школе.

Для облегчения взаимодействия, в школе была создана новая инфраструктурная единица – «Кабинет Диалог-Культур» в котором можно проводить не только видеоконференции с коллегами и партнерами школы, но и «связывать» в режиме реального времени, посредством совместных уроков учащихся нашей школы с любой другой школой имеющей необходимое оборудование.

Таким образом, определившись с основными направлениями работы и начав ее практическое осуществление, в школе образовалось несколько проектных групп, осуществляющих выполнения основной задачи, но использующих различные технологии и ресурсы.

Если снова вернуться к теме нашей опытно-экспериментальной работы, то можно легко вычленить 4 важнейших понятия: здоровье, среда, поликультурность и социализация. Именно по этим четырем направлениям и были сформированы проекты.

В 2012 году школа получила уникальную тренажёрную-информационную систему «Тиса». Используя ее как основу политики здоровьесбережения в школе, на педагог-организатор по спортивной работе, совместно с коллегами по школьному методическому объединению, разработал и написал трехлетнюю программу по основам здоровьесбережения в нашей школе, с точки зрения спортивно-оздоровительной работы. Проект пользуется большим успехом у всех: учеников, учителей и даже у родителей (есть возможность посещать занятия совместно родителю и ребенку).

В результате проведенной с родителями работой, а также необходимостью расширения образовательной среды в школе, возник проект: «Возможности использования семейных традиций различных народов в процессе обучения и воспитания детей в поликультурной школе». Главные действующие лица этого проекта – родители, вернее,- родительские династии. Мероприятия этого цикла пользуются большим успехом и значительно сближают не только родителей с педагогами, но и родителей со всеми учащимися школы.

Мы не можем игнорировать тот факт, что в школе, особенно в начале учебного года, оказывается большое количество детей с очень плохим знанием русского языка. Поэтому, в рамках направления поликультурность, в школе функционирует проект: «Читаем сказку» (использование аутентичных текстов в обучении русскому как неродному детей инофонов младшего школьного возраста.) Результаты тестирования по русскому языку в начале и в конце этой программы позволяют говорить об очень большой ее эффективности.

Относительно легко можно рассуждать о социализации детей в подростковом возрасте, существует огромный массив научно-методической литературы. А что делать в классах, особенно в начальной школе, где подавляющее большинство детей не разговаривает по-русски вообще? Такие классы у нас в школе были, и думаю, еще будут.

В школе функционирует проект: «Использование технологий мелкой моторики в классах с разноуровневым знанием русского языка для более успешной социализации учащихся в начальной школе».

Школа находиться в самом начале своего пути в эксперименте. Но, пытаясь обобщить и обсудить все то, что накопилось за этот год у педагогов, родителей, специалистов и общественности, 19 апреля 2013 года, мы провели на базе нашей школы большую международную, научно-практическую конференцию на тему: «Проблемы образования в поликультурной школе» ( в рамках опытно-экспериментальной работы ГБОУ СОШ №259 «Создание здоровьесберегающей среды в поликультурной школе как условие позитивной социализации учащихся»). Мы собрали на ней всех основных действующих лиц, участников и партнеров нашего эксперимента. Конференция, судя по отзывам, понравилась, и заинтересовала. Мы хотим сделать ее постоянной и ежегодной.

15 мая 2013 года школа успешно защитила результаты первого года ОЭР на Общественно-профессиональной экспертизе образовательных учреждений Адмиралтейского района в ИМЦ. Членами экспертного совета было принято решение – одобрить итоги работы и рекомендовать ее продолжение на второй год.

22 мая 2013 г.

_______________/Мкртчян А.Р.