Инновационная деятельность в школе. Проекты

Продукт деятельности ГБОУ средняя школа № 259 им. М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Приказ ГБОУ СОШ № 259 от 01.09.2020 № 140-63 «Об  утверждении решения педагогического совета на участие в реализации инновационного образовательного проекта (программы) “Проектирование модели интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся как средство освоения ключевых компетенций в поликультурной школе» (.jpeg)

СОЮЗ КЛУБОВ https://nonaavtandilyan.wixsite.com/mysite

ЦЕЛИ 

Формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций учащегося по отношению к собственной культуре, поликультурной по своей природе;

Воспитание уважения к истории и культуре другого народа;

Создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

Формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

ЗАДАЧИ

Способствовать становлению личности – носителя этнических, национальных и общечеловеческих ценностей, способного к самоопределению, самореализации и самоусовершенствованию как субъекта межэтнических отношений в поликультурном обществе;

— научить самостоятельному достижению намеченной цели;

— научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

— сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых её можно почерпнуть;

— сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

— сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА 
  1. Принцип непрерывности. Предполагается, что проект будет носить непрерывный характер на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.
  2. Принцип активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности.
  3. Принцип   жизненной   реализации. Успешность и состоятельность жизненных планов учащихся.
  4. Принципы гуманности, поликультурности, диалогизма, толерантности, этничности и сотрудничества.

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.

Инновация — нововведение, новшество, изменение.

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
  • псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:

  • цель и содержание образования;
  • технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
  • формы организации обучения и воспитания; система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся); образовательная экология.

По способу возникновения и протекания инноваций:

  • систематические,
  • планомерные;
  • стихийные.

По глубине и ширине осуществления инноваций:

  • массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
  • частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.

По характеру происхождения:

  • внешние;
  • внутренние.

По признакам масштабности:

  • частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
  • модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
  • системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

Возникновение или зарождение идеи нового. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени).

Этапы постановки цели:

  • сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности);
  • информация о желаемом образе нового;
  • информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно -образовательного процесса.

Разработка путей реализации цели и проектирование.

Реализация проекта.

Распространение новой практики.

Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine — рутина, как привычный навык от route — дорога, колея, вероятно лат. rupta via — проторенная дорога’. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен».

Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация — это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;
  • опыт, рожденный в данной школе;
  • педагогический опыт, рожденный в других школах;
  • директивы и нормативные документы;
  • мнение потребителя образовательных услуг;
  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;
  • потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
  • достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

  • изменения в организации образовательного процесса;
  • изменения в технологиях обучения и воспитания;
  • изменения в управлении образовательными учреждениями.

В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса — содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

Направления деятельности:

  • Дистанционное обучение;
  • Интерактивное обучение. 

Педагогический коллектив включился в инновационную научно-исследовательская работу с открытия школы.

Проектной деятельностью занимаются педагоги и учащиеся школы.  http://school259.spb.ru/news_06-03-2020/

ПРОЕКТ«Педагог будущего»: формирование педагогических компетенций учащихся для работы в поликультурной и многонациональной городской среде»