Говорим с детьми о блокаде

Перед каждым взрослым, который собирается говорить с детьми о блокаде Ленинграда, встают три основных вопроса.
Первый: зачем я собираюсь рассказывать детям о блокаде?
Второй: сколько лет детям, с которыми я собираюсь разговаривать, и что важно знать о блокаде в этом возрасте?
Третий: что и как я могу рассказать детям?
Это трудный и опасный разговор. Потому что на каждый из этих вопросов могут быть десятки разных и правильных ответов. Мы предлагаем свои варианты.
Зачем говорить с детьми о блокаде?
Блокада Ленинграда – крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природная катастрофа, подобная землетрясению или цунами. Она была спланирована и реализована людьми, которые находились по обе стороны фронта. Огромное количество погибших в годы блокады объясняется не только голодом и бомбежками, организованными немецкой армией, но и безответственностью советских чиновников тыла и фронта, и эгоистическим равнодушием многих рядовых граждан. Воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан – вот ключевая цель, ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда. Достижение этой цели возможно в том случае, если мы:
сможем воспитать в детях историческую эмпатию – способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;
предоставим детям возможность осмыслять, анализировать (и даже дополнять) богатую и исторически достоверную картину событий, происходивших в 1940-е годы;
откажемся от устоявшихся в советское время пропагандистских стереотипов и позволим современным детям и подросткам свободно и искренне выражать своё мнение о трагических блокадных событиях.
Основные идеи, которые мы хотели бы «вырастить» в детях с помощью освоения блокадных тем, формулируются таким образом:
Равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества.
Милосердие, сострадание, взаимопомощь помогли пережить блокадные бедствия не только тем, кому помогали, но и тем, кто помогал. Духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей.
Катастрофа блокадного Ленинграда стала возможна в результате действий и решений не одного, а многих людей. Эти действия и решения зачастую были основаны на предрассудках, фанатизме, ненависти, которые и сегодня могут стать причиной гуманитарных катастроф.
ГБОУ средняя школа № 259 им. М.Т. Лорис-Меликова Школьный музей «У Истока»