Отчет 2015 года по ОЭР

Аннотированный отчет о результатах реализации проекта

опытно-экспериментальной работы с представлением инновационного продукта

по теме « Средства социализации учащихся в поликультурной школе »

(по результатам третьего года работы)

 

Образовательное учреждение: Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №259 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

ФИО руководителя:  Кочарян Астгик Телемаковна

Адрес: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала д. 3 литер А

Телефон: 714 40 25

Факс: 714 40 25

e-mail: sc259@adm-edu.spb.ru

Сайт:  http://school259.spb.ru

Инновационный статус: районная (городская, федеральная) экспериментальная площадка, педагогическая лаборатория и др.

 

  1. Цель этапа:

Идея нашего исследования связана с диагностикой уровня социализации у старшеклассников в мультикультурной школе и включает три направления: психологическое, социальное, педагогическое. Целью этапа была разработка и апробация инструментов, способствующих повышению уровня социализации старшеклассников в мультикультурной школе.

 

Поставленная цель предусматривала решение следующих задач:

— выбор диагностических методик;

— осуществление констатирующей диагностики (психологической, педагогической и социальной);

— разработку практических рекомендаций по повышению уровня социализации.учащихся  мультикультурной школы и составление на этой основе «Программы социализации старшеклассников мультикультурной школы», рассчитанной на учебный год;

— реализацию «Программы  социализации старшеклассников» в условиях мультикультурной школы» (формирующий эксперимент)

— осуществление повторной (контрольной) диагностики по окончании формирующего экспепримента

— анализ полученных результатов исследования

— подготовка и размещение в Глобальной сети ресурса с контентом, содержащим рекомендаций по диагностике и повышению уровня социализации старшеклассников мультикультурной школы.

 

 

  1. Краткое описание конкретных действий, событий, проведенных в рамках реализации проекта ОЭР за отчетный период

 

Социализация в мультикультурной школе предполагает выработку безконфликтного стиля поведения. Поэтому, каждому старшекласснику в мультикультурной школе важно знать свой собственный стиль поведения, стиль других школьников, вовлеченных в конфликт. А так же осознавать причину конфликта, которая, кроется в отсутствии духовных ценностей. Всё это для того, чтобы не допустить возникновение конфликта, а если он возник, то успешно его разрешить, опираясь на знание стратегий и моделей преодолевающего поведения.

В констатирующей психологической диагностике старшеклассников были использованы:

1) методика «Типы поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса,

2) тест ценностных ориентаций  (ТЦО) М. Рокича,

3) методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения» (SACS).

Для констатирующей социальной диагностики уровня социализации старшеклассников. нами была разработана анкета «Социализация учащихся  в поликультурной школе», которая проводилась анонимно.

Для констатирующей педагогической диагностики применялась разработанная нами  анкета «Уровень интереса к учебным предметам», которая также проводилась анонимно.

На основании полученных результатов психолого-социально-педагогической констатирующей диагностики нами в рамках формирующего эксперимента разработана и проведёна «Программа социализации старшеклассников мультикультурной школы», рассчитанная на учебный год. Программа включала инновационный активный методы —  психологические тренинги, и социальные мероприятия –форум и флешмоб.. Цель проведения данных мероприятий – повышение активности за счёт увеличения доли самостоятельности старшеклассников в подготовке мероприятий и их проведении.

После проведения формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика теми же методами, что и констатирующая.

На основе полученных результатов, был сделан вывод о существенном сдвиге по многим показателям социализации школьников – участников формирующего эксперимента.

 

  1. Краткое описание полученных результатов ОЭР за отчетный период:

 

Результаты ОЭР можно представить в виде следующего списка., отвечающего логике поставленных задач:

— осуществлен выбор диагностических методик ( методика «Типы поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса, тест ценностных ориентаций  (ТЦО) М. Рокича,  методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения») и разработаны авторские методики (анкета «Социализация учащихся  в поликультурной школе»; анкета «Уровень интереса к учебным предметам);

— в ходе констатирующей диагностики установлено, что доминирующим типом поведения учащихся в конфликте является соперничество, а материальные ценности в их ценностной сфере доминируют над духовными, культура поведения – низка..

— разработана и реализована  «Программа социализации старшеклассников мультикультурной школы», рассчитанная на учебный год;

— по завершении Программы проведена  повторная диагностика учащихся;

-в ходе которой обнаружено, что доминирующим  стилем поведения в конфликте стало сотрудничество;  многие духовные ценности повысили свою значимость для личности старшеклассников

— подготовлен  и размещен в Глобальной сети ресурс с контентом, содержащим рекомендаций по диагностике и повышению уровня социализации старшеклассников мультикультурной школы.

 

  1. Аннотация инновационного продукта

 

Полученный школой опыт был описан в методических материалах и размещен на специализированном ресурсе интернет-поддержки проекта. Эта разработка представляется нами как инновационный продукт ОЭР , который является прямым следствием нашей работы.

 

Название продукта: Сайт методических рекомендаций по проблеме социализации учащихся мультикультурной школы” по адресу  http://school259.spb.ru/?page_id=3370

Авторский коллектив: Ахаян А.А., Кочарян А.Т., Мкртчян А.Р.,

Бердникова С.С.,Бердникова М.С., Мусина В.П., Попова Т.С., 

Описание инновационного продукта

Специализированный интернет-ресурс, создан для ознакомления с инструментами психологической, педагогической и социальной диагностики учащихся мультикультурной школы и с фрагментами школьной программы по социализации учащихся. Инновационный продукт имеет лаконичный дружелюбный интерфейс и позволяет проводить мастер-классы и лекционные занятия  по проблеме социализации учащихся.

Актуальность (инновационность, новизна) продукта подтверждена положительными отзывами учителей — участников мастер классов, проведенных в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы.

 Влияние разработанного продукта на развитие образовательного учреждения

  Разработанный инновационный продукт облегчает освоение педагогами  школы программы социализации учащихся. Представление опыта школы педагогическому сообществу города и положительные отзывы на мастер-классы формирует положительный имидж образовательного учреждения как инновационной экспериментальной площадки района.               Наиболее эффективные способы распространения продукта

Продукт может распространяться естественным путем — через поисковые сервисы интернет, а также – в рамках проведения мастер классов и семинаров или посредством организация дистанционного курса.