Список организаций и служб
наркологической помощи
Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
( УБНОН ), тел. 298-25-74.
Наркологический кабинет Адмиралтейского района:
316-21-12
Реабилитационное отделение терапии химической зависимости
Городского наркологического диспансера:
323-57-25.
Детско-подростковое стационарное отделение Городского
наркологического диспансера:
323-15-82.
Детско-подростковое кризисное наркологическое отделение
Городского наркологического диспансера:
298-00-11.
Телефон доверия : 294-40-66 ; 235-14-70.
Наркологический реабилитационный детско-под ростковый
центр: 528-21-29.
Телефон доверия: 528-21-64.
Скорая наркологическая помощь, тел. 109-61-59, 105-23-96
Анонимные наркоманы и анонимные алкоголики:
группа «Вертикаль», тел. 232-86-03
«Новая жизнь», тел. 413-58-86
Государственное бюджетное
образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции Адмиралтейского
района Санкт-Петербурга (ГБОУ ЦППРК)
190068, Санкт-Петербург, ул. Садовая, дом 50-б, литер Б. т. 314-43-77
Рекомендации для педагогов
по формированию здорового
образа жизни, профилактике
употребления психоактивных
веществ в подростковой среде
Составители:
Коллектив ГБОУ ЦППРК
Адмиралтейского района
Что необходимо предпринимать преподавателю, при подозрении, что обучающийся употребляет психоактивные вещества
- Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация школы будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
- Предложение помощи подростку должно быть корректным и, если ситуация позволяет, ненавязчивым.
- Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта.
- Необходимым представляется информировать учащегося и его родителей об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует сказать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.
- При работе с подростком, употребляющим психоактивные вещества, надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
Алгоритм действий, если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики должен быть следующим:
- Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
- При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо вести повторные беседы с родителями всех членов
“наркоманической” группы, в некоторых случаях, это целесообразноосуществить в виде собранийс приглашением специалиста, занимающегося вопросами подростковой наркологии.
- Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
Если у Вас возникли подозрения в том, что подросток находится в состоянии наркотического опьянения, то в таком случае необходимо:
- Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников. 2. Срочно вызвать медицинского работника школы.
- Немедленно поставить в известность руководителей школы.
- В случае, если состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического или алкогольного опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.
5..Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребление алкоголя или наркотиков.
На основании информационного письма № 04-2829/00 от 27.08.2004 Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «О порядке выявления и учета в образовательных учреждениях учащихся, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ» в целях усиления противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами, предупреждения их незаконного оборота среди обучающихся (воспитанников) всем образовательным учреждениям (независимо от их типа и формы собственности) Комитет по образованию рекомендует:
- Разработать комплексы профилактических и реабилитационных мероприятий, реализуемых через работу
в образовательном учреждении, в семье, в отношении учащихся, выявленных в качестве (случайных или систематических) потребителей одурманивающих веществ, направленных на уменьшение риска вовлечения обучающихся в употребление наркотиков или других одурманивающих веществ.
- 2. Сотрудникам образовательных учреждений при обнаружении на территории шприцов или других принадлежностей, указывающих на потребление психоактивных веществ, необходимо:
— немедленно поставить в известность руководителя образовательного учреждения, который обязан проинформировать о случившемся правоохранительные органы (инспекцию по делам несовершеннолетних района, на территории которого находится данное учреждение),
— совместно с правоохранительными органами провести внутреннее расследование с привлечением службы сопровождения, в ходе которого приложить все усилия к выявлению участников немедицинского потребления психоактивных веществ.
- Педагогам образовательного учреждения в случае нахождения в образовательном учреждении подростка с явными признаками наркотического или токсического опьянения необходимо:
— немедленно поставить в известность руководителя образовательного учреждения,
— обеспечить осмотр учащегося специалистом – медиком, так как правильный диагноз может поставить только специалист,
— данного подростка поставить на внутришкольный контроль,
— обеспечить неразглашение происшедшего среди учащихся данного образовательного учреждения,
— в случае подтверждения диагноза, работа с участниками происшествия проводится в соответствии с нормативными документами (Приказ Министерства образования РФ от 28 февраля 2000 г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»).
- Педагогам образовательного учреждения в случае получения информации о подростках, потребляющих наркотические или иные психотропные вещества на территории образовательного учреждения или за его пределами необходимо:
— вызвать на собеседование к психологу данных подростков и их родителей, либо лиц, их заменяющих,
— в ходе доверительной беседы необходимо исключить возможность несправедливого обвинения подростка,
— в целях установления истины следует предложить родителям, либо лицам, их заменяющим, провести обследование ребенка у специалистов,
— заместителю директора по воспитательной работе взять этого подростка на учет.
- Педагогам образовательного учреждения в случа получения информации о распространении наркотических веществ на подведомственной им территории необходимо:
— немедленно поставить в известность руководителя образовательного учреждения, который обязан о выявленном факте проинформировать правоохранительные органы,
зафиксировать факт распространения и потребления психоактивных веществ, предпринять меры к пресечению противоправных действий в соответствии с действующим законодательством.
Основные первые признаки развивающейся наркозависимости:
- Изменение речи: нечеткость, невнятность речи, замедленность, ускорение или подчеркнутая выразительность;
- Изменение слюноотделения: осиплость голоса, сухость губ, сухость во рту или повышенное слюноотделение;
- Сильно расширенные или сильно суженные зрачки, которые не реагируют на свет.
- Изменение цвета кожи: покраснение верхней части тела и лица или же наоборот – излишняя бледность;
- Изменение координации движений: нарушенный почерк, покачивание в положении сидя туловища, неустойчивость при ходьбе, плавность движений или скорость;
- Изменение двигательной активности: стремление к покою, расслабленность, вялость, обездвиженность или неусидчивость, избыточность движений, повышенная жестикуляция;
- Изменение настроения: агрессия, злоба, болтливость, смешливость, беспричинное веселье;
- Изменение сознания: помрачение, искажение, сужение;
- Внешний вид может напоминать алкогольное опьянение, но запаха спиртного от человека не будет.
- Порезы и синяки;
- Следы от уколов.
Что делать в критической ситуации?
Если Вы подозреваете, что учащийся употребляет
наркотические вещества, убедитесь в этом точно.
Решающим признаком употребления подростком психоактивных
средств является состояние наркотического опьянения,
выявленное специалистом.
Правило №1 — осторожность и тактичность, т.к.
необоснованные подозрения могут оказаться ложными.
Правило № 2 — помощь должна быть предложена в
доверительной беседе, а не форсирована.
Правило № 3 — не говорите случайным людям о ваших
подозрениях или о заболевании подростка(если диагноз поставлен),
т.к. эта информация может нанести непоправимый вред.
Правило № 4 — владейте информацией об учреждениях,
оказывающих медицинскую помощь.
Употребление наркотиков — одна из наиболее серьезных проблем молодежи. Наркотики можно достать везде — на улице, дискотеке и даже в школе. «Изолированное» существование наркозависимого невозможно: рано или поздно вокруг него формируется группа вовлеченных. Поэтому основной акцент должен ставиться не на лечение сформировавшейся зависимости, хотя это необходимо, а на профилактические, превентивные меры.
Факторы риска возникновения зависимости
- индивидуально-опосредованные (неадекватная самооценка, сложности в общения, несостоятельность в учебе, слабость волевой сферы)
- социально-опосредованные (стрессы, частая сменяемость учителей или классов, отсутствие интересов, попадание в «дурную» компанию)
♦ неверные стили воспитания,
проблемные семейные отношения, наличие среди
родственников зависимых от алкоголя или наркотиков лиц)
- родовая травма, черепно-мозговая травма, ослабленное здоровье,
дефекты физического развития)
Что может сделать школа?
♦ Уделить особое внимание нравственно — этическому воспитанию подростков
♦ Гармонично включать в учебный процесс антинаркотическую
информацию идеологической направленности
♦ Предоставить ученикам и их родителям информацию
о наркомании как болезни
♦ Обсуждать связь наркомании с преступностью,
заболеваемостью СПИДом, гепатитом, рассказать о мерах предосторожности
♦ Ознакомить школьников и их родителей с современным законодательством РФ в отношении распространения и приобретения наркотических веществ
♦ Своевременно оказывать помощь школьникам в решении эмоциональных проблем (общение, разрешение конфликтных ситуаций, преодоление стресса, принятие решений, планирование будущего)