Методическая разработка – образовательно-экскурсионного проекта «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» — основывается на анализе деятельности ГБОУ средняя школа №259 им.М.Т.Лорис-Меликова, анализа деятельности российских школ и школ Санкт-Петербурга, реализующих инновационные программы, и в соответствии с основополагающими документами: Законом «Об образовании», приоритетным национальным проектом «Образование», национальной образовательной стратегией — инициативой «Наша новая школа», Федеральной целевой программой «Русский язык».
Стратегией развития системы образования Санкт—Петербурга в 2011-2020 годах «Петербургская Школа 2020»; основывается на принципах деятельностного подхода в обучении, способствующего развитию личности ученика через формирование универсальных учебных действий, которые выступают сегодня инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов и способствуют созданию благоприятных условий для внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; на концепции Федеральной целевой программы Методическая разработка позволяет использование педагогами не только конкретной предметной области (русский язык и литература), но и предметов других учебных циклов в достижении обучающимися определенных образовательных результатов.
Реализация технологии проектно-исследовательской деятельности в нашем ОУ – одна из педагогических задач — осуществляется в частности при разработке маршрутов образовательных путешествий и проведении исследовательских конференций.
Комплексные образовательные путешествия были подготовлены на внеурочных занятиях по предмету «Литература».
Существенным отличием от традиционных экскурсий явилось создание совместно с обучающимися образовательно-экскурсионного проекта «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», цели которого — реализация принципа единства теории и практики в образовательной деятельности школы и обеспечение функционально-практической направленности обучения и социализации школы; помощь обучающимся в более полном освоении курса литературы, исследование возможности использования образовательного путешествия для формирования литературоведческого мировоззрения, формирование положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий.
Задачи:
— выработка и развитие умений и навыков исследовательской самостоятельной работы, включающей элементы поиска; расширение кругозора учащихся и стимулирование познавательной активности и интереса к знаниям;
— углубление и популяризация теоретических предметных знаний при помощи непосредственного знакомства учащихся с соответствующими культурными, историческими, литературными объектами;
— развитие коммуникативных навыков, а так же навыков совместной деятельности, самоорганизации в группе произвольной комплектации;
— содействие профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе.
Так в рамках реализации нашего проекта были организованы и проведены образовательные путешествия «Санкт-Петербург – Великий Новгород. История в литературе», «Санкт-Петербург. Литературная Коломна», и «Москва литературная. Путешествие по пушкинским местам», «Булгаковская Москва».
Актуальность проекта. Литературные материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, города, к миру чувств и мыслей замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы. На современном этапе развития человечество все чаще предпочитает получать информацию посредством Интернета, в связи с чем забывается реальный город, школьники плохо ориентируются в нем и зачастую не знают важных исторических мест и писателей, творивших в нем. Кроме того, не так уж и легко привлечь современного обучающегося к чтению классической литературы из-за отсутствия заинтересованности. Проект призван показать связь города и литературного произведения; научить ориентироваться в литературном и историческом пространстве города.
Практикоориентированный подход в изучении литературы, исторических произведений был осуществлен в процессе разработки проекта, подготовки к образовательным путешествиям по городам России и написанию литературных работ на основе наблюдений и впечатлений. При реализации проекта ученики в ходе исследовательской работы актуализировали предметные знания и осваивали важнейшие метапредметные компетентности (исследовательские, коммуникативные). Были получены и важные личностные результаты: становление адекватной самооценки, формирование позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов). Уход от репродуктивной модели обучения, ориентация не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты, расширение информационно-образовательной среды изучения предмета, – все это позволяет говорить об инновационности методической разработки.
Новизна. В педагогической практике используется опыт проектной деятельности образовательных путешествий в области культурологи, истории, но нет методических разработок образовательно-экскурсионных проектов, ориентированных на изучение творчества писателей с помощью метода образовательного путешествия.
Замысел проекта заключается не только в том, чтобы пробудить у обучающихся интерес к литературе, но и в том, чтобы пробудить желание к творчеству, научить думать, размышлять, рассуждать, исследовать, владеть языком.
Использованные технологии и методы:
— проектная деятельность, исследовательская работа, индивидуальная работа, коллективное взаимодействие, квест-игры, метод образовательного путешествия.
По итогам проделанной работы проведена конференция, на которой выступили участники проекта. Написаны работы, которые опубликованы в школьной газете «От рукописи до печати» и отправлены на различные конкурсы.
Визитная карточка образовательно-экскурсионного проекта, авт. Абдулаева Т.К.
Абдулаева Т.К.