Новый документ
Аннотированный отчет о результатах реализации проекта
опытно-экспериментальной работы с представлением инновационного продукта
по теме « Средства социализации учащихся в поликультурной школе »
(по результатам третьего года работы)
Образовательное учреждение: Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №259 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
ФИО руководителя: Кочарян Астгик Телемаковна
Адрес: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала д. 3 литер А
Телефон: 714 40 25
Факс: 714 40 25
e-mail: sc259@adm-edu.spb.ru
Сайт: http://school259.spb.ru
Инновационный статус: районная (городская, федеральная) экспериментальная площадка, педагогическая лаборатория и др.
- Цель этапа:
Идея нашего исследования связана с диагностикой уровня социализации у старшеклассников в мультикультурной школе и включает три направления: психологическое, социальное, педагогическое. Целью этапа была разработка и апробация инструментов, способствующих повышению уровня социализации старшеклассников в мультикультурной школе.
Поставленная цель предусматривала решение следующих задач:
— выбор диагностических методик;
— осуществление констатирующей диагностики (психологической, педагогической и социальной);
— разработку практических рекомендаций по повышению уровня социализации.учащихся мультикультурной школы и составление на этой основе «Программы социализации старшеклассников мультикультурной школы», рассчитанной на учебный год;
— реализацию «Программы социализации старшеклассников» в условиях мультикультурной школы» (формирующий эксперимент)
— осуществление повторной (контрольной) диагностики по окончании формирующего экспепримента
— анализ полученных результатов исследования
— подготовка и размещение в Глобальной сети ресурса с контентом, содержащим рекомендаций по диагностике и повышению уровня социализации старшеклассников мультикультурной школы.
- Краткое описание конкретных действий, событий, проведенных в рамках реализации проекта ОЭР за отчетный период
Социализация в мультикультурной школе предполагает выработку безконфликтного стиля поведения. Поэтому, каждому старшекласснику в мультикультурной школе важно знать свой собственный стиль поведения, стиль других школьников, вовлеченных в конфликт. А так же осознавать причину конфликта, которая, кроется в отсутствии духовных ценностей. Всё это для того, чтобы не допустить возникновение конфликта, а если он возник, то успешно его разрешить, опираясь на знание стратегий и моделей преодолевающего поведения.
В констатирующей психологической диагностике старшеклассников были использованы:
1) методика «Типы поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса,
2) тест ценностных ориентаций (ТЦО) М. Рокича,
3) методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения» (SACS).
Для констатирующей социальной диагностики уровня социализации старшеклассников. нами была разработана анкета «Социализация учащихся в поликультурной школе», которая проводилась анонимно.
Для констатирующей педагогической диагностики применялась разработанная нами анкета «Уровень интереса к учебным предметам», которая также проводилась анонимно.
На основании полученных результатов психолого-социально-педагогической констатирующей диагностики нами в рамках формирующего эксперимента разработана и проведёна «Программа социализации старшеклассников мультикультурной школы», рассчитанная на учебный год. Программа включала инновационный активный методы — психологические тренинги, и социальные мероприятия –форум и флешмоб.. Цель проведения данных мероприятий – повышение активности за счёт увеличения доли самостоятельности старшеклассников в подготовке мероприятий и их проведении.
После проведения формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика теми же методами, что и констатирующая.
На основе полученных результатов, был сделан вывод о существенном сдвиге по многим показателям социализации школьников – участников формирующего эксперимента.
- Краткое описание полученных результатов ОЭР за отчетный период:
Результаты ОЭР можно представить в виде следующего списка., отвечающего логике поставленных задач:
— осуществлен выбор диагностических методик ( методика «Типы поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса, тест ценностных ориентаций (ТЦО) М. Рокича, методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения») и разработаны авторские методики (анкета «Социализация учащихся в поликультурной школе»; анкета «Уровень интереса к учебным предметам);
— в ходе констатирующей диагностики установлено, что доминирующим типом поведения учащихся в конфликте является соперничество, а материальные ценности в их ценностной сфере доминируют над духовными, культура поведения – низка..
— разработана и реализована «Программа социализации старшеклассников мультикультурной школы», рассчитанная на учебный год;
— по завершении Программы проведена повторная диагностика учащихся;
-в ходе которой обнаружено, что доминирующим стилем поведения в конфликте стало сотрудничество; многие духовные ценности повысили свою значимость для личности старшеклассников
— подготовлен и размещен в Глобальной сети ресурс с контентом, содержащим рекомендаций по диагностике и повышению уровня социализации старшеклассников мультикультурной школы.
- Аннотация инновационного продукта
Полученный школой опыт был описан в методических материалах и размещен на специализированном ресурсе интернет-поддержки проекта. Эта разработка представляется нами как инновационный продукт ОЭР , который является прямым следствием нашей работы.
Название продукта: “Сайт методических рекомендаций по проблеме социализации учащихся мультикультурной школы” по адресу http://school259.spb.ru/?page_id=3370
Авторский коллектив: Ахаян А.А. Кочарян А.Т., Мусина В.П., Попова Т.С., Бердникова С.С., Мкртчян А. Р.
Описание инновационного продукта
Специализированный интернет-ресурс, создан для ознакомления с инструментами психологической, педагогической и социальной диагностики учащихся мультикультурной школы и с фрагментами школьной программы по социализации учащихся. Инновационный продукт имеет лаконичный дружелюбный интерфейс и позволяет проводить мастер-классы и лекционные занятия по проблеме социализации учащихся.
Актуальность (инновационность, новизна) продукта подтверждена положительными отзывами учителей — участников мастер классов, проведенных в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы.
Влияние разработанного продукта на развитие образовательного учреждения
Разработанный инновационный продукт облегчает освоение педагогами школы программы социализации учащихся. Представление опыта школы педагогическому сообществу города и положительные отзывы на мастер-классы формирует положительный имидж образовательного учреждения как инновационной экспериментальной площадки района.
Наиболее эффективные способы распространения продукта
Продукт может распространяться естественным путем — через поисковые сервисы интернет, а также – в рамках проведения мастер классов и семинаров или посредством организация дистанционного курса.