Интенсивность развития цифровой грамотности учащихся определяется уровнем готовности учителя к цифровому наставничеству, который, в свою очередь, предопределен его цифровыми компетенциями, уверенным владением цифровыми технологиями, стремлением повышать профессиональный багаж за счет расширения спектра используемых цифровых сервисов для решения различных педагогических задач, желание общаться с обучающимися, делиться собственным опытом, обсуждать и выявлять имеющиеся у школьников трудности работы в цифровой среде, существующие проблемы мотивационного, когнитивного, технологического и коммуникационного характера, оказывать поддержку и корректировать воздействие на формируемый у подрастающего поколения опыт цифрового взаимодействия. Учителя в основном нацелены на расширение кругозора в области цифровых технологий, стремятся делиться опытом с коллегами, осознают свою ответственность в цифровой социализации школьников.
Цифровое наставничество – двусторонний процесс, который приносит пользу всем его участникам. Обучающемуся он позволяет в естественной среде взаимодействия с учителем безболезненно и осознанно войти в мир цифровых технологий, понять и принять его особенности и риски, сохранить морально-ценностные устои общества, сформировать собственное «Я» на основе осознанного самопозиционирования личности в интернет-пространстве. В свою очередь, педагогу цифровое наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы своей педагогической деятельности, последующего развития и совершенствования цифровой компетентности. При успешном осуществлении данных функций педагог ощущает свой вклад в систему цифровой социализации школьников, стремится к самосовершенствованию. Педагоги не только делятся с учащимися опытом и знаниями, но и учатся у них, пополняют свой багаж умений и навыков, осваивают новые современные цифровые технологии, наблюдают современные модели и стили сетевого поведения, то есть получают в распоряжение для анализа богатейший практический материал из реальной жизни цифрового поколения. Оптимальными формами общения в цифровом наставничестве являются общение-поддержка, общение-коррекция и общение-снятие психологических барьеров.
Можно предположить, что идея цифрового наставничества современна и своевременна. Она позволит не только развить цифровую грамотность школьников, но и стимулировать педагогов к овладению современными цифровыми технологиями, их уместному использованию в решении педагогических задач в целях повышения качества образования и подготовки кадров для цифровой экономики.
Цифровое наставничество – перспективный формат взаимодействия учителя и ученика, который в ходе личностного общения позволяет на новом уровне решать задачи обучения и воспитания современных школьников– представителей цифрового поколения.
Практические занятия:
1. Находить и оценивать учебные онлайн-материалы;
•2. Создавать визуально интересные материалы;
•3. Создавать виртуальные площадки для своего класса: блоги, сайты, wiki-платформы;
•4. Уметь эффективно искать информацию в сети;
•5. Использовать возможности социальных сетей для профессионального развития;
•6. Рекомендовать и распространять учебные ресурсы;
•7. Создавать, редактировать и распространять цифровые портфолио;
•8. Создавать, редактировать и распространять мультимедийный контент;
•9. Использовать онлайн-инструменты для внедрения современных педагогических практик: перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и.т.д.
•10. Налаживать связи с другими преподавателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Результаты оценки уровня цифровой грамотности показывают, что две трети учителей и преподавателей имеют достаточно знаний, навыков и следуют верным установкам.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ САЙТЫ |
•«Классный руководитель XXI века»
•»Uroki.net»
•«Классному руководителю» (http://www.debryansk.ru/~
•«Сценарии школьных и внешкольных праздников» (www.uroki.net/scenar.htm)
•«Добрая дорога Детства» (www.dddgazeta.ru)
•School Goes Digital (www.edunet.uz)
•«Внеклассные мероприятия» (http://school-
Заместитель директора по УВР
А.К. Осепян