Менчугова (Пазухина) Дарья Олеговна, передала в дар музею фрагмент скульптуры, выполненной по проекту её дедушки – блокадника, ветерана труда, кавалера ордена «Знак Почёта» Егорова Александра Владимировича.
Впервые о начале войны Александр Владимирович, как и многие ленинградцы, услышал из обращения к народу по радио министра иностранных дел СССР Молотова. До этого по городу ползли лишь слухи.
Александра Владимировича, на тот момент 14-летнего подростка, внесли в первый список эвакуированных, но в день отъезда он заболел и остался дома. И потекли бесконечные 900 дней…(ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕГОРОВА «Авоська»).
Тема войны и подвига народа всегда волновала Александра Владимировича; в 1975 году Александр Владимирович и его жена Е.К. Парамонова – артисты балета – поставили и исполнили концертный номер « Реквием блокадному Ленинграду». Номер имел большой успех.
А когда он прочитал в газете «Комсомольская правда» обращение директора музея «Блокада Ленинграда» к людям, пережившим блокаду, где предлагалось высказать свои идеи дальнейшего развития музея, Александр Владимирович откликнулся предложением установить у входа в музей фигуру «Пайка хлеба». Фантазировать ему не пришлось, т.к. в памяти сразу возникли кадры документального фильма «Блокадный Ленинград»: знаменитый блокадный фотограф Георгий Коновалов сумел заснять лицо человека, несущего пайку хлеба – 125 грамм. Этот человек – Михаил Александрович Балт, в блокадном Ленинграде работавший старшим консультантом планово-финансового отдела Главного управления торговли. По долгу службы он сам участвовал в работе комиссии, которая устанавливала отпускные нормы хлеба в блокадном городе. Будучи истинным петербуржцем, он не пользовался своим служебным положением, а питался только этими же 125 граммами хлеба.
Монумент был изготовлен по проекту Александра Владимировича кисловодским скульптором Ю.Жоглиным. Исхудавшее, вытянутое лицо, тонкая высокая фигура еле идущего человека в пальто, полы которого поднимает ветер. В большой ладони зажата пайка хлеба – маленький кусочек в 125 грамм. Лицо блокадника скопировано из хроники, а позировал сам Егоров. И лицо, и фигура блокадника передают мучения, выпавшие на долю ленинградцев. Александр Владимирович уверен, что силу этому произведению придаёт именно его документальность: люди, пережившие блокаду, будут всматриваться в это лицо, искать сходство со своими близкими. «Кто были те люди, которые молча, без упрёка, не обвиняя никого, умирали на площадях и на улицах, в подъездах и во дворах, на работе, получая пайку хлеба и не более того, превращаясь в памятник Всемирный. Отдавая жизнь свою ради будущей свободы, оставаясь не сломленным судьбой, только так мог поступить в великом городе Петра Ленинградский Гражданин!».
И вот теперь в нашем музее хранится фрагмент скульптуры; ладонь человека с хлебом, не позволяющая забыть, какой ценой была завоёвана победа.