Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) среди обучающихся 5–9-х классов посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
- Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Выявить узкие места, затруднения и проблемы, имеющие место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
Ожидаемые результаты:
- Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
- Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Создание банка межпредметных заданий.
№ п/п | Наименование мероприятия проекта | Срок реализации проекта | Результат реализации мероприятия | Исполнители мероприятия |
ЭТАП 1. Подготовительный | ||||
1 | Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ:
|
Сентябрь–октябрь | Разработанный план по реализации проекта | Заместитель директора по УВР.
Руководители рабочих групп педагогов |
2 | Разработка и принятие локальных актов, обеспечивающих реализацию плана в школе по формированию функциональной грамотности учащихся | Сентябрь | Комплекс утвержденных локальных актов | Директор |
3 | Родительские собрания «Формирование функциональной грамотности у младших школьников» | Октябрь–декабрь | Информирование родителей | Директор школы, председатель совета родителей, классные руководители |
4 | Запуск информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте школы | Октябрь | Информирование всех участников образовательных отношений | Директор школы |
6 | Проведение диагностики на выявление уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся 5–8-х классов | Ноябрь | Аналитическая справка о результатах проведения входной диагностики и уровня сформированности функциональной грамотности у учащихся | Заместитель директора по УВР.
Педагоги. Обучающиеся |
7 | Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей | Декабрь | Концепция разработанной модели | Заместитель директора по УВР.
Руководители рабочих групп |
ЭТАП 2. Опытно-поисковый | ||||
8 | Заседания рабочих групп педагогов с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности | Январь–февраль | Корректировка созданной модели, методические рекомендации по реализации плана | Заместитель директора по УВР.
Педагоги |
9 | Пилотное внедрение технологических карт интегрированных учебных мероприятий – межпредметных погружений – на стыке отдельных предметов | Ноябрь–апрель | Проведение мепредметных учебных мероприятий | Замдиректора по УВР, члены рабочей группы |
10 | Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся | Февраль–март | Банк межпредметных технологий и заданий для формирования функциональной грамотности | Заместитель директора по УВР.
Педагоги |
11 | Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов | Март–апрель | Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся | Заместитель директора по УВР.
Руководители рабочих групп |
12 | Участие в муниципальном конкурсе онлайн-уроков «Уроки практических навыков» | Март | Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся | Заместитель директора по УВР |
13 | Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности | Январь–апрель | Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана | Заместитель директора по УВР.
Руководители групп. Обучающиеся |
14 | Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений | Март–апрель | Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана | Заместитель директора по УВР.
Руководители групп. Обучающиеся |
15 | Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности | Май | Аналитическая справка по результатам уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6–8-х классов | Заместитель директора по УВР.
Руководители групп. Обучающиеся |
ЭТАП 3. Рефлексивно-оценочный | ||||
16 | Обобщение инновационного опыта по реализации плана | Июнь | Выпуск методического пособия материалов реализации плана по формированию функциональной грамотности | Заместитель директора по УВР.
Руководители групп |
17 | Проведение мастер-классов педагогов | Август | Проведение мастер-классов, выступления на педсовете | Заместитель директора по УВР.
Педагоги школы |
18 | Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы | Июнь–август | Аналитическая справка по результатам диагностики, составление программы по дальнейшему продолжению работы | Заместитель директора по УВР. |