План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021/22 учебный год

Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) среди обучающихся 5–9-х классов посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
  2. Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Выявить узкие места, затруднения и проблемы, имеющие место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.

Ожидаемые результаты:

  1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
  2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Создание банка межпредметных заданий.
№ п/п Наименование мероприятия проекта Срок реализации проекта Результат реализации мероприятия Исполнители мероприятия
ЭТАП 1. Подготовительный
1 Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ:

  • Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219;
  • подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий;
  • материалов Проекта ;
  • материалов российского исследования TIMSS, PIRLS, PISA
Сентябрь–октябрь Разработанный план по реализации проекта Заместитель директора по УВР.

Руководители рабочих групп педагогов

2 Разработка и принятие локальных актов, обеспечивающих реализацию плана в школе по формированию функциональной грамотности учащихся Сентябрь Комплекс утвержденных локальных актов Директор
3 Родительские собрания «Формирование функциональной грамотности у младших школьников» Октябрь–декабрь Информирование родителей Директор школы, председатель совета родителей, классные руководители
4 Запуск информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте школы Октябрь Информирование всех участников образовательных отношений Директор школы
6 Проведение диагностики на выявление уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся 5–8-х классов Ноябрь Аналитическая справка о результатах проведения входной диагностики и уровня сформированности функциональной грамотности у учащихся Заместитель директора по УВР.

Педагоги.

Обучающиеся

7 Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей Декабрь Концепция разработанной модели Заместитель директора по УВР.

Руководители рабочих групп

ЭТАП 2. Опытно-поисковый
8 Заседания рабочих групп педагогов с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности Январь–февраль Корректировка созданной модели, методические рекомендации по реализации плана Заместитель директора по УВР.

Педагоги

9 Пилотное внедрение технологических карт интегрированных учебных мероприятий – межпредметных погружений – на стыке отдельных предметов Ноябрь–апрель Проведение мепредметных учебных мероприятий Замдиректора по УВР, члены рабочей группы
10 Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся Февраль–март Банк межпредметных технологий и заданий для формирования функциональной грамотности Заместитель директора по УВР.

Педагоги

11 Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов Март–апрель Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся Заместитель директора по УВР.

Руководители рабочих групп

12 Участие в муниципальном конкурсе онлайн-уроков «Уроки практических навыков» Март Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся Заместитель директора по УВР
13 Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности Январь–апрель Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана Заместитель директора по УВР.

Руководители групп.

Обучающиеся

14 Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений Март–апрель Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана Заместитель директора по УВР.

Руководители групп.

Обучающиеся

15 Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности Май Аналитическая справка по результатам уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6–8-х классов Заместитель директора по УВР.

Руководители групп.

Обучающиеся

ЭТАП 3. Рефлексивно-оценочный
16 Обобщение инновационного опыта по реализации плана Июнь Выпуск методического пособия материалов реализации плана по формированию функциональной грамотности Заместитель директора по УВР.

Руководители групп

17 Проведение мастер-классов педагогов Август Проведение мастер-классов, выступления на педсовете Заместитель директора по УВР.

Педагоги школы

18 Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы Июнь–август Аналитическая справка по результатам диагностики, составление программы по дальнейшему продолжению работы Заместитель директора по УВР.